Новости ИРДПО

Карьерная траектория студента должна входить в ядро стратегии развития российских вузов

Смотр-конкурс лучших практик Центров карьеры содействия занятости студентов призван показать лучшие практики, которые сложились в рамках реализации программ трудоустройства студентов и выпускников. Об этом на открытии стратегической сессии заявила заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности В. Ю. Шалашникова.

2 и 3 декабря в Институте развития дополнительного профессионального образования (ИРДПО) состоялись стратегические сессии для сотрудников Центров карьеры в рамках подготовки к первому этапу смотр-конкурса. В течение 16 часов они погружались в проблемное поле экосистемы кадрового партнёрства вуза, бизнеса и территории, а также анализировали возможности циклограммы карьерного развития студентов и выпускников вузов в этой экосистеме.

Задачу сопровождения карьерного развития студентов с первого по выпускной курсы, а также формирования здоровой экосистемы кадрового партнерства поставили эксперты дискуссионной площадки стратегической сессии. Участники дискуссии констатировали необходимость переориентации рынка образовательных услуг со стереотипов модных тенденций на потребности социально-экономического развития регионов. Это позволит каждому выпускнику реализовать свой личностный и профессиональный потенциал и одновременно принести существенную пользу обществу.

В рамках мероприятия выступили ВИП приглашенные докладчики. Так, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Д.Б. Кравченко обозначил необходимость в профильных специалистах, которые будут востребованы в промышленности. Для этого, по его мнению, нужен четкий союз между работодателем и вузом, при котором дипломные работы могли бы иметь прикладной характер и решать производственные задачи.

Заместитель Секретаря Общественной палаты Российской Федерации В.В. Гриб обратил внимание на необходимость создания условий для вовлечения студентов в ответственную работу на предприятиях, где молодые люди смогли бы овладеть первичными профессиональными навыками. Практика не должна быть формальной и неинтересной ни студенту, ни работодателю.

Потребности экономики, развития регионов и страны в целом выходят на первый план. Для того, чтобы выявлять эти потребности и готовить
востребованных специалистов, нужно здоровое функционирование всей экосистемы кадрового партнерства (вуз-бизнес-территория).

Член корреспондент РАО И.С. Павлов, размышляя на тему жизнедеятельности такой экосистемы, обозначил необходимость в поддержании баланса и синхронизации разного типа позиций (вуз, студент, бизнес, власть как представитель территории). Для того чтобы эти четыре позиции взаимодействовали важно сформировать интегратор. Игорь Павлов предложил возложить такую большую миссию Центрам карьерного роста при вузах. Они смогут обеспечить проектную среду, где на регулярной основе взаимодействовали бы представители бизнеса, власти, студенчества и администрации вуза.

И.о. ректора ИРДПО, ведущий стратегической сессии В.Н. Иванова продолжила мысль о внедрении такого интегратора. По ее словам, Центры карьерного роста при вузах во взаимодействии с руководством вуза и работодателями должны внедрять в работу по трудоустройству выпускников новые технологии и возможности. Например, активно участвовать в усилении блока стажировок, в расширении проектного обучения (проект от предприятия как решение конкретной задачи), в корректировке учебного плана в зависимости от запросов развития бизнеса и региона, в привлечении работодателей не только к разработке учебных материалов, но и к ведению занятий в вузах.

На центры карьеры ложится большая работа – фиксировать изменения на рынке труда и помогать студентам редактировать траекторию своей циклограммы карьерного развития в течение всего учебного процесса. Здесь, по мнению Валентины Ивановой, для гармоничного функционирования всей экосистемы кадрового партнерства необходима помощь со стороны научных институтов. Последние, взаимодействуя с работодателями, могли бы вовремя выявлять изменения на рынке труда и тем самым помогать университетам (центрам карьеры) и работодателям выстраивать более эффективное взаимодействие между собой.

Формат стратегических сессий позволил услышать важные вопросы, которые ставят работодатели перед университетами. Дискуссии на площадке выявили ряд необходимых корректировок учебных программ в области фундаментальных знаний. Так, не раз звучала мысль о том, что на предприятии при развивающейся цифровизации нужны думающие люди, которые смогут мыслить стратегически и ответственно, умеющие работать в команде. Причем касается это всех звеньев производственного процесса. А это вносит необходимость усиления таких компонентов образования, как математика и философия.
О своем опыте стажировочных программ, требованиях бизнеса к выпускнику вуза при трудоустройстве рассказали представители Группы «Черкизово», «Газпромбанка», «УК ПРОДИМЕКС-САХАР», ГК «Ключевые системы и компоненты», «Петербургский тракторный завод», «Челябинский кузнечно-прессовый завод».

В числе ВИП приглашенных докладчиков выступили:
· Заместитель Губернатора Брянской области Т.В. Кулешова,
· Начальник управления молодежных проектов и программ Федерального агентства по делам молодежи О.С. Носкова,
· Эксперт по профориентации портала SuperJob О.А. Долгова,
· Директор ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН О.А. Кузнецова.
В рамках образовательного блока доклады представили:
· Проректор по дополнительному образованию НИТУ «МИСиС» В.Л. Петров,
· Руководитель дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Л.В. Панкова,
· Директор Института теоретической и экспериментальной физики имени А.И. Алиханова НИЦ "Курчатовский институт" А.В. Николаенко,
· Заместитель начальника Управления по работе со студентами и выпускниками, начальник отдела по работе со студентами МГИМО И.С. Александровский,
· Проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета А.В. Титов,
· Заместитель проректора по учебной работе Южно-Уральского государственного университета Ю.О. Болотина.

Университеты трансформируются в многопрофильные платформы, основная задача которых давать ответы на запросы общества, учитывая социально-экономическую повестку регионов и страны в целом. Вопросы трудоустройства выпускников, выстраивания карьерной траектории студентов, развития личностного потенциала каждого абитуриента, формирования готовности к адаптации в изменяющемся мире, способности к многозадачности должны входить в ядро стратегии развития российских вузов.